Таксономия сайта в интересах SEO: простое пошаговое руководство
В этой статье вы узнаете, почему таксономия сайта имеет основополагающее значение для успеха SEO и как её оптимизировать.
- Вы уже оптимизировали свою домашнюю страницу, разделы продукции и статьи, но все еще не достигли ключевых показателей SEO-эффективности.
- Почему это могло произойти?
- Скорее всего, дело в недостаточной эффективности таксономии вашего сайта.
Что такое таксономия сайта?
Каждый сайт имеет структуру, которая действует как каркас: она поддерживает отдельные страницы, содержащие контент. Это вопрос качества.
Является ли эта структура строгой и упорядоченной? Или это неуправляемая и неорганизованная мешанина из различных страниц?
Таксономия сайта — это способ классификации контента на сайте.
Она позволяет распределять контент на группы, которые имеют схожие характеристики. Это помогает аудитории находить контент, а поисковым ботам его индексировать.
3 наиболее распространенные таксономии сайтов:
- Категории: имеют тенденцию быть иерархическими и общими.
- Теги: обычно имеют одно значение; не иерархичны и специфичны по своей природе.
- Аспекты (также известные как фильтры, или атрибуты): они, как правило, многозначны, не иерархичны и весьма специфичны.
Когда вы создаете новую категорию, тег или аспект, вы создаете термин в своей таксономии
Чаще всего каждый новый термин автоматически создает новую страницу на основе URL-структуры. И именно в этот момент начинаются проблемы с SEO-оптимизацией.
Сосредоточьтесь на темах, а не на ключевых словах
Вспомните SEO-оптимизацию прошлого века. Все занимались таргетингом по ключевым словам, и самым популярным трендом было создание страницы для каждого варианта ключевого слова: единственное/множественное число, иная последовательность слов и т. д.
Те дни давно остались в прошлом. Основой сегодняшних тенденций является возрождение тематического фокуса, и мы, SEO-специалисты, должны мыслить шире и сосредоточиться на удовлетворении намерения пользователя, формирующего поисковый запрос.
Тем не менее, многие неосознанно возвращаются к тем темным векам продвижения по единственному ключевому слову для конкретной страницы. Иногда из-за непонимания. Иногда потому, что контент просто устарел. А чаще всего – из-за неудовлетворительного качества таксономии.
Современные реалии: люди любят публиковать новый контент, но боятся удалять страницы.
Это приводит к обилию устаревшего, плохо структурированного, потенциально каннибалистического контента с запутанной навигацией. И это гигантская проблема для SEO.
URL-адреса ранжируются не только по существу. Каждая страница, проиндексированная поисковыми системами, влияет на то, как алгоритмы качества оценивают репутацию домена.
Джон Мюллер, SEO-аналитик из Google, однажды сказал:
Наши алгоритмы качества оценивают сайт в целом, поэтому они проверяют все, что проиндексировано. И если мы увидим, что основная часть проиндексированного контента по факту имеет более низкое качество, мы можем сказать: «Ну, возможно, и сайт в целом является не настолько качественным»John Mueller СЕО-аналитик Google
Все эти страницы таксономии, скрывающиеся в глубинах вашего сайта, приводят к чрезмерному раздуванию индекса: индексируется большое количество страниц с низкой ценностью, что снижает способность к качественному ранжированию по всем страницам ресурса. Подробнее о том, как поисковые системы формируют доверие к ресурсу мы писали в нашем руководстве «Факторы доверия к сайтам и интернет-магазинам».
Как оптимизировать таксономию сайта?
SEO-страницы категорий
Скорее всего, вы можете назвать себя техническим SEO-оптимизатором, если потратили многие часы на (ре-) дизайн дерева категорий.
Для этого вы погрузились в анализ ключевых слов, конкурентов, текущего поведения пользователей (шаблоны навигации, входы на страницу, время на странице, коэффициенты конверсии, поисковое поведение и т.д.), позиционирование бренда и тематический охват, чтобы понять, можете ли сайт не только соответствовать, но и удовлетворять поисковое намерение пользователя.
После начались, казалось бы, бесконечные обсуждения с участниками процесса для получения поддержки и, после множества компромиссов, были достигнуты договоренности по всем вопросам.
И, наконец, пришло время для финальной нервотрепки: первый запуск, который, как все надеются, приведет к росту количества сессий из органического поиска.
Однако таксономия сайта выходит за рамки структуры дерева категорий.
Корпоративный сайт может содержать от 50 до 300 категорий и подкатегорий. При этом десятки тысяч страниц автоматически генерируются другими таксономиями – тегами или комбинациями аспектов.
Поэтому, когда поисковый бот сканирует ваш сайт, категории являются лишь небольшой частью целого. Частичной оптимизации сайта, даже если это страницы с наибольшим объемом поиска, недостаточно. Более того, раздувание индекса может повлиять на авторитет вашего ресурса.
Существует высокая вероятность того, что на некоторых из страниц категорий скрывается невидимая страница тегов, ранжирующаяся по этой же теме. Например, на сайте ресторана может быть как страница категории, так и страница тега для поискового запроса «пицца». Это негативно влияет на пользовательский опыт, поскольку затрудняет для пользователя поиск контента. Кроме того, снижается тематический авторитет сайта и, следовательно, его способность ранжироваться по любой из имеющихся страниц.
SEO-теги страницы
Сделайте выгрузку базы данных по тегам на вашем сайте. Уверен, вы будете шокированы не только их количеством, но и используемыми терминами.
Чрезмерное использование тегов (тегирование) – это преступление против SEO. Такое перенасыщение тегами можно найти на сайтах, где создатели контента могут назначать произвольные теги каждому своему отдельному посту. Эти теги предназначены для общения с объектами — такими вещами, как, например, человек, событие, место или более широкая тема.
Я неоднократно видел, как одна и та же статья обрастает множеством разнообразных тегов. Не потому, что эта тема не освещалась много раз, а потому, что люди, вручную выставляющие теги, думают каждый по-своему и используют различные слова. Таким образом, вы получаете страницу с тегами разнообразных вариантов ключевых слов.
Например, для одной темы (например, RuPaul’s Drag Race) может быть несколько вариантов произвольных тегов:
- RuPaul Drag Race
- RPDR
- Ru-Pauls Drag Race
- UKDragRace
- Ru-Paul
- All Stars
Каждый из них создаёт индексируемую страницу с тегом:
И это была только одна из многочисленных тем. Чаще всего сайты не имеют строгих ограничений. Никаких договоренностей о названиях. Никакой логики и структуры. Только безумие.
Создание большого количества тегированных страниц ведет к тому, что ценность ссылок распределяется между несколькими страницами. Далее сайт перенасыщается похожими и, при этом, малосодержательными страницами, что посылает смешанные сигналы в Google.
- Совет: используйте функцию автозаполнения и предлагайте уже существующие теги, когда создатели контента начинают вводить текст. (Как использовать подсказки поисковой системы Google для анализа ключевых слов вы прочтете в нашем руководстве «Автозаполнение Google: больше, чем бесплатный инструмент для анализа ключевых слов».
- Долгосрочное SEO-решение: проанализируйте весь список имеющихся тегов. Сохраните только ценные для пользователей. Остальные измените или вовсе удалите с сайта. А затем с помощью бизнес-процессов или технологического подхода внедрите соответствующие ограничения на создание тегов пользователями вашего сайта.
Фасетная навигация и SEO
Для многих сайтов, подобных страницам с тегами, названия в свободной форме всегда являются проблемой. Как на картинке выше, фильтр по цвету одежды включает цвет морской волны, синий и бирюзовый цвета. Это создает проблемы с созданием контента и раздражает пользователя, ищущего конкретную вещь, потому что в палитре синего всего три оттенка: один из них на самом деле темно-синий, а другой голубой. Не каждый пользователь будет называть голубой пиджак бирюзовым.
Для иных сайтов проблема заключается в том, чтобы сбалансировать потребности пользователя в использовании фильтра и поиске необходимой вещи с наличием индексируемых высококачественных и уникальных страниц. Например, вы можете включить в фильтр все районы своего города, но при этом только три из них будут иметь страницы с качественным контентом.
Многие сайты обеспечивают фасетную навигацию с помощью динамических параметров и ошибочно полагают, что одно только это обеспечит качественную SEO-оптимизацию.
Более того, хаотичный рост аспектов неизбежно приведет к тому, что страницы будут содержать слишком малое количество контента для оправдания их существования. Они бесполезны для пользователя, и поисковые системы не смогут считать их качественными и актуальными.
- Совет: объедините значения аспектов (малоинформативные страницы), которые не представляют ценности ни для пользователей, ни для Google, добавив перенаправление 301, если аспект был проиндексирован.
- Долгосрочное SEO-решение: проанализируйте все существующие и потенциальные аспекты (ключевики и их значения) с учетом SEO-потенциала и показателей использования аудиторией. На основе этого списка принимайте решение о создании статических или динамических URL-адресов, а также о способе распознавания и обработки параметров. Наконец, назначьте ответственных в вашей команде за текущее ведение этого списка.
Создание таксономии — не разовое мероприятие
В чем секрет создания таксономии сайта?
Этот процесс никогда не завершится и никогда не будет совершенен, потому что контент постоянно изменяется:
- Категории устаревают
- Добавляются новые виды товаров
- Изменяются рыночные условия
- Происходят изменения в позиционировании бренда
- Новые пользовательские данные открывают новые возможности
Что важно, так это составить план регулярной оптимизации таксономии сайта.
Данный процесс часто включает в себя нормативный словарь — авторитетный, ограниченный список терминов, используемый для классификации контента и упрощения процесса поиска.
А для этого требуется чётко управлять таксономией — это означает вести разработку существующего и будущего контента в соответствии с конкретными инструкциями о порядке добавления, редактирования или удаления терминов, чтобы своевременно реагировать на меняющиеся потребности пользователей.
Столкнулись с проблемами? Даже самые совершенные планы редко работают в долгосрочной перспективе. Специалисты уходят. Меняются процессы принятия решений. И вся эта регламентирующая документация, скорее всего, будет забыта.
Инструмент для анализа таксономии сайта
Вместо того чтобы рассматривать таксономию сайта как нечто, подлежащее регулярному пересмотру, воспользуйтесь инструментами API или закажите разработку инструмента таксономии сайта. Такие инструменты способны предоставлять вам данные, необходимые для принятия правильных решений по таксономии на постоянной основе.
С помощью такого инструмента вы сможете анализировать текущее состояние таксономии вашего сайта, добавляя термины и сопоставляя их с типом таксономии, URL-адресом и связанными ключевыми словами.
Затем по каждому из условий вы сможете легко увязать спрос на конкретные темы с предложением контента на вашем сайте.
Анализируйте данные с помощью показателей просмотра страниц и данных о поиске по сайту из API отчетов Google Analytics. Изучайте информацию о внешних потребностях вашей аудитории, подключившись к API Google Search Console для получения количественных данных о показах, CTR и позиции в рейтинге. Для проведения более широкого анализа рыночного спроса вы можете получать данные из API Google Ads или API Google Trends.
Анализируйте количество и качество предложений из вашей базы данных, изучая контент, который соответствует конкретным условиям таксономии, актуальности на основе среднего возраста самых свежих публикаций или показателей отказов из Google Analytics Reporting API.
Помните, что даже лучшая из когда-либо разработанных таксономия сайта не будет работать эффективно, если не использовать её должным образом так, чтобы конкретный контент получал назначенные конкретно для него теги.
Почему важно использовать инструменты, а не периодическую проверку и формальную документацию? С помощью современных инструментов вы сможете:
- Масштабировать таксономию, в первую очередь, в соответствии с потребностями пользователей сайта, а во вторую — с требованиями рынка.
- Принимать решения, основываясь на конкретных данных, а не на личных мнениях.
- Добиваться более глубокого понимания тем и потребностей для создания контента, который действительно нужен и интересен пользователям.
Следите за таксономией сайта, она поможет оптимизировать контент, убрать низкокачественный текст, продвигать востребованные и интересные темы и не создавать повторяющиеся похожие и, при этом, малосодержательные страницы.